Подъячев Кирилл Викторович,
кандидат политических наук,
старший научный сотрудник
Института социологии ФНИСЦ РАН,
доцент социологического факультета ГАУГН ФНИСЦ РАН
С Ириной Альбертовной Халий я познакомился ещё когда был аспирантом. Ситуация была такова, что мой прежний научный руководитель отошёл от дел, и подготовка диссертации приостановилась. Помимо чисто формальных вопросов возник и своего рода методологический тупик: я не мог понять в каком направлении мне дальше работать, как перейти от чисто юридической проблематики первой части диссертации к социально-политической. Выход нашла Нина Юрьевна Беляева, заведующая кафедрой Публичной политики Высшей школы экономики, к которой я тогда был прикреплён. Именно она предложила назначить новым научным руководителем Ирину Альбертовну. С этого и началось наше сотрудничество, но тогда я даже не предполагал, что оно продолжится 15 лет и полностью поменяет все мои жизненные стратегии.

Как оказалось, правду про неё говорили студенты, что Ирина Альбертовна доведёт до защиты даже труп, если только тот не сопротивляется. В Высшей школе экономики в то время не было диссертационного совета по политическим наукам, и именно Ирина Альбертовна предложила мне защищаться в совете ИС РАН. Я защитил диссертацию 31 октября 2007 года, и как раз в это время в Учёном секретариате освободилась вакансия, на которую меня и пригласили. Так я пришёл работать в Институт социологии РАН (ныне ФНИСЦ РАН).

Ирина Альбертовна была строгим и требовательным руководителем. Но строгость её не была холодной, она много требовала, но ещё больше давала сама. Она болела душой за дело, и всегда стремилась к тому, чтобы решить поставленную задачу наилучшим образом. И там, где я действительно не мог справиться с задачей просто по недостатку знаний и опыта, всегда приходила на помощь. Она не делала работу вместо тебя, но заставляла думать; не останавливаться на достигнутом, не цепляться за однажды уже опробованные схемы, но всегда проверять и перепроверять полученные выводы. Пять лет я работал под руководством Ирины Альбертовны в Учёном секретариате ИС РАН, по сути, главном информационном центре российской социологии и политологии. Но по-настоящему узнать её как исследователя мне пришлось только в 2013 году. Тогда группа под её руководством получила два гранта на проведение полевых исследований в регионах.

Метод, который тогда был нами применён, был в некотором роде уникален. В нём сочетались глубинные интервью, фокус-группы с элементами визуальной социологии Штомпки и некоторыми формами включённого наблюдения. Особенно мне запомнились проведённые Ириной Альбертовной интервью. Она была великим мастером такого «дружественно-включённого интервьюирования». Она умела найти подход почти ко всякому респонденту и в форме дружеского разговора «за жизнь» получать ценную информацию, которую было бы невозможно извлечь никаким массовым методом.

Очень важно было и то, что интервью мы брали всегда непосредственно на рабочем месте респондента, это позволяло не только услышать его рассказ, но и увидеть ту среду, где осуществляется его деятельность. Увидеть, может быть, и то, что сам респондент уже не замечал, поскольку это было для него привычным.

Те экспедиции 2013 года были для меня своего рода «интеллектуальным переворотом», инсайтом. Я учился в Высшей школе экономики, которая в начале нулевых считалась самым передовым, прогрессивным вузом страны, и действительно, там мне довелось встретить по-настоящему ярких интеллектуалов самых разных взглядов. Тогда в НИУ ВШЭ работали люди, представлявшие подчас антагонистические подходы. Среди моих преподавателей были и В.Л. Махнач, М.А. Исаев, В.И. Карпец и Е.Е. Гавриленков, Л.Г. Ионин, С.И. Каспэ, А.Н. Медушевский. Та широкая палитра взглядов и подходов, которую они сформировали, несомненно, обогащала интеллект, формировала обширный научный кругозор. Но в этом был и определённый недостаток: вроде бы равно логичные, убедительные, но антагонистические доктрины, приводили к определённому моральному диссонансу. В то время казалось, что условно «либеральному», глобалистско-интегративному подходу ни в социальных науках, ни в практической политике просто не может быть альтернативы. Он абсолютно доминировал и в публичном дискурсе, и в образовании. Но то, что говорили обладатели иной точки зрения, не могло исчезнуть бесследно. Меня терзало смутное недовольство, ощущение некоторой недосказанности, нехватки: «что-то здесь не так».

Полевые исследования 2013 года под руководством Ирины Альбертовны поставили всё на место. Картина архаичной, разрушенной, лишённой будущего российской провинции, сформированная СМИ, рассыпалась. И ведь нельзя сказать, что я до 2013 г. не выезжал из столицы далее аэропорта Шереметьево. Я бывал в регионах и раньше, но не видел, не замечал главного, потому что смотрел на всё сквозь очки предвзятых мнений, навязанных господствующим дискурсом. Ирина Альбертовна сорвала с меня эти очки и дала возможность заглянуть в «глубину российской глубинки». И за это я всегда буду
благодарен ей.

Я наблюдал как в этих экспедициях, в жарких дискуссиях с Ириной Альбертовной
Ольгой Владимировной Аксенова создавала свой теоретический концепт «парадигмы социального действия», который представляется очень важным с точки зрения исследований именно отечественной социокультурной специфики. Полагаю, он даёт шанс на преодоление пресловутого спора «западников» и «почвенников», на который уже более 200 лет бесплодно расходуются лучшие интеллектуальные силы страны. Не разрешение, а именно преодоление. Трагизм этого спора, на мой взгляд, состоит в том, что в нём отрицанию всякой цивилизационной специфики России противопоставляется описание её в категориях, определяемых через неизвестное (таких как «духовность», «соборность», «космизм» и т.п.). Здесь же мы видим теоретическую модель, опирающуюся непосредственно на анализ живой социальной реальности, описываемую в понятных категориях, вполне отвечающих Контову принципу интерсубъективности. Согласно этому подходу (изложенному, конечно, очень упрощённо, ведь данный текст – это не научная статья) главный принцип, формирующий социокультурную специфику России – это акторский подход к социальному действию, то есть основанный на самостоятельной оценке ситуации действующим субъектом и свободном выборе им форм поведения. А как западная, так и дальневосточная (конфуцианская) культуры предполагают технологическую форму социального действия – основанную на решении стандартных задач стандартными методами и подгонке под них реальных жизненных ситуаций. Эта теоретическая модель ещё далеко не отработана, она может показаться спорной, может вызывать критику, но я уверен, что её эвристический потенциал именно в изучении наших социокультурных особенностей весьма велик, и значительны её исследовательские перспективы.

В последние годы Ирина Альбертовна вместе с Ольгой Владимировной Аксеновой работали надо очень важной с моей точки зрения проблемой. Где проходит граница между традицией и инновацией? А самое главное, каким именно образом сочетаются традиция и развитие? Ведь сама традиция безусловно, развивается: если говорить о России, то это можно видеть хотя бы на примере православия. Но какие-то элементы традиции являются незыблемыми, проходящими через века (так, например, блины на Масленицу, изначально часть культа Ярилы, пережили и борьбу христиан с язычеством, и татарское нашествие, и петровские реформы, и советскую власть), а какие-то весьма текучими. Даже реликтовые культуры коренных малочисленных народов всё равно как-то соотносятся с происходящими в мире процессами, меняются под их воздействием, а иной раз и сами воздействуют на них. Хорошие примеры: творчество бурятского скульптора Даши Намдакова и тувинская традиционная музыка хоомэй. Но те мировые культуры, которые принято называть великими, трансформируются, взаимообогащаясь, и каждая эпоха порождает свои формы, которые потом или отмирают, или же отливаются в «классику», которая сама становится частью традиции.

Исследования И. Халий и О. Аксеновой выявили также характерное для основных политических и культурных акторов российских локальностей сочетание приверженности традиции и увлечённости техническим прогрессом. Причём, это было скорее любопытство Циолковского, нежели потребительское восприятие «новое значит лучшее».

Это привело к мысли, что традиция многослойна. В свою очередь все эти слои сводятся к двум: ядру, которое неизменно на протяжении длительного времени и периферии, которая изменяется и трансформируется. Не вся традиция, но только ядро служит критерием восприятия инноваций: те, которые сочетаются с ядром, сами становятся традицией, а которые не сочетаются – отмирают. Такой механизм сам по себе является традицией, регулирующей самый процесс развития. То есть само развитие имеет у нас определённую традицию.

Так был поставлен ключевой вопрос: как отличить внутри самой традиции ядро от периферии? От ответа на него зависит и то, какие инновации будут приняты, а какие нет, т.е. что в принципе у нас можно модернизировать, а что нет. А последнее уже имеет прикладной характер, и к тому же остро актуальный. Так возникла формула «развитие традиции и традиция развития», которой посвящены последние исследования Ирины Альбертовны, и руководимого ей исследовательского коллектива. Ирине Альбертовне удалось увидеть значимость проблематики развития раньше многих коллег. Она обратилась к ней ещё в 2010-х гг., когда в моде было понятие «модернизации», связанное с вполне определённым культурно-идеологическим наполнением, а о развитии говорили мало. А в 2018 году в Послании Президента РФ Федеральному Собранию это слово прозвучало более 40 раз.

Те проблемы развития, которые она сумела разглядеть на уровне локальных сообществ и увидеть за ними гораздо более глубокие и серьёзные, сейчас начинают осознаваться на самом высоком государственном уровне. Например, 20 октября на совещании Президента РФ с членами Совета по культуре был поднят вопрос о недостатках системы ПФДО, угрожающей разрушению уникальной системы культурного образования на местах. А в работах Ирины Альбертовны, посвящённых проблеме «брошенной молодёжи», говорилось, в числе прочего, и об этом.

Нетривиальный взгляд на проблемы развития, на связь их с социокультурной спецификой нашей страны, как представляется, весьма востребован сегодня.

К сожалению, Ирина Альбертовна не успела закончить монографию, посвящённую этим вопросам. Но готовность к творческому поиску, свободному, но укоренённому в реалиях жизни и подчинённому принципу методологической строгости, которую она вложила в своих учеников, даёт основания для уверенности, что сделанный её научный задел, несомненно, будет развит далее. Хочется думать, что на этом пути нас ожидает ещё немало важных открытий.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website