Душа, запечатлённая в научном творчестве
(памяти И.А. Халий)
Когда летом 2017 г. в Центре политологии и политической социологии ФНИСЦ РАН случилась кадровая перестройка, и я, уже не впервые, оказался в не очень приятном «подвешенном» состоянии, на выручку пришла Ирина Альбертовна, назначенная тогда новым руководителем Центра. Она привлекла меня в свою группу, за что я ей бесконечно благодарен. И предложила принять участие в инициированном ею проекте, тема которого –
развитие как теоретический концепт в его отношении к современной действительности – не могла меня не заинтересовать: ведь всё, чем я прежде занимался, так или иначе связано с различными аспектами общественного развития.
Казалось бы, понятие развития, т.е. направленного, необратимого и закономерного изменения тех или иных материальных и нематериальных объектов, самодостаточно и не требует пересмотра или уточнений. Но это с формальной точки зрения. Как я понял из предварительного разговора с ней, проект подразумевал осмысление сущностного содержания концепта «развитие» применительно к особенностям современной эпохи, к меняющимся условиям бытия человечества в его социокультурном, цивилизационном многообразии и глобальной взаимозависимости.
Очень важной для понимания замысла и основных параметров проекта стала для меня статья Ирины Альбертовны, написанная в соавторстве с О.В. Аксёновой, открывавшая первый номер журнала «Вестник Института социологии» за 2018 г. В этой, как там отмечалось, «обобщающей и постановочной» статье авторы указывали на качественное изменение самого предмета исследования – вследствие бурных темпов новой, «цифровой» технологической революции, крайнего усложнения социума, его расширения до всемирных масштабов и сопутствующего этому разительного контраста между новыми возможностями социально-экономического развития и удручающими проявлениями регресса, деградации, угрозами для людей и для самого существования человечества. Авторы резюмировали свои тревожные размышления о современном развитии и о будущем в сдержанной, но многозначительной фразе: «
вектор развития вызывает сомнения».
Неудовлетворённость состоянием социологии развития, «кризисом объяснительности», как это называют, ещё ранее побудила Ирину Альбертовну в поисках ответов на тревожившие её вопросы обратиться к появившимся на Западе теоретическим разработкам, признававшим новые угрозы для развития и предлагавшим те или иные решения насущных проблем современности. Знаменательна в этом отношении статья И.А. Халий «Общество и природа: эволюция новейших теоретических концептов», опубликованная в журнале «История и современность» (1/2011).
Последовательно анализируя самые значительные из них (пределы роста, устойчивое развитие, рыночная экомодернизация), она показала их уязвимость в том или ином отношении, а главное – констатировала тот факт, что они не смогли оказать заметного влияния на сложившееся положение вещей. И задавалась вопросом: почему так получается? Её вывод был неутешителен: всё, что происходит в мире, регулируется «сверху», определяется действиями влиятельных акторов глобальной экономики и глобальной политики, тогда как голос простых людей, гражданского общества ничего или почти ничего не решает. Теоретического концепта пока не сложилось, отмечала она, но осмысление проблем в том же русле продолжается.
Ещё в 1990-е годы прошлого века она стала принимать участие в предпринятом под руководством Э.С. Кульпина новаторском проекте «Генезис кризисов природы и общества в России». Из этого проекта выросло новое мультидисциплинарное научное направление –
социоестественная история (СЕИ). Предназначение его – в применении исторического подхода к исследованию общественного развития в контексте целостного видения мира, взаимосвязи и взаимодействия человека и природы. В таком подходе виделась возможность продвижения вперед в понимании видоизменений в природных основах существования общества вследствие нарастающего воздействия деятельности людей на окружающую среду и значения этих видоизменений для изучения общества с точки зрения вытекающих отсюда вызовов для общественного развития и для политики.
Научные публикации передают мысли и чувства их автора, сокровенные движения его души. Для меня настоящим откровением стала статья Ирины Альбертовны, посвящённая памяти Э.С. Кульпина («История и современность», 1/2016). В этой статье, проникнутой горьким чувством невосполнимой утраты («мы осиротели»), она отметила особую роль СЕИ как научного направления, которое в эпоху преобладания в мире потребительских ценностей стремилось утвердить «ценности совместной неантагонистической жизни природы и общества». По её словам, в своих собственных размышлениях она пришла к мыслям, весьма сходным с тем, как Э.С. Кульпин определял задачи развиваемого им научного направления: «стать элементом комплексного, интегрированного знания», «способствовать формированию целостного представления о взаимоотношениях человека и природы».
При этом Ирина Альбертовна отнюдь не склонна была воспринимать постулаты этого направления как какой-то универсальный и непререкаемый шаблон. Отдавая себе отчёт в том, что в научном дискурсе фигурируют и другие сходные идеи (она, в частности, упоминала В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева, но можно было бы назвать ещё и другие имена). Попутно Ирина Альбертовна высказывала некоторые собственные важные суждения. В частности, о принципиальной значимости обобщения исследуемых фактов, сочетания теоретических обобщений с эмпирическими исследованиями конкретных аспектов современной жизни, привлечении в сообщество СЕИ учёных, занимающихся такими исследованиями. Здесь говорил, несомненно, собственный её опыт, ведь она отдала много сил и времени конкретным исследованиям в широком тематическом диапазоне, полевым исследованиям в российской «глубинке», преподавательской деятельности. Обоснованная Э.С. Кульпиным научная методология, заключала И. Халий, может служить не только теоретическим базисом, но и основой для собственных творческих размышлений его последователей.
Для научных работ Ирины Альбертовны характерен пристальный интерес к осмыслению социальной действительности с точки зрения положения человека, его места и роли в меняющихся условиях. Её волновали проблемы молодёжи, политика в области образования с её уклоном в элитарность и коммерциализацию, гуманитарные последствия социальной поляризации. В стремлении понять поведение людей в тех или иных обстоятельствах она обращалась к изучению различных аспектов жизни местных сообществ, к проблеме соотношения традиций и инноваций в общественном развитии, к таким сюжетам, как участие граждан в общественных движениях, экологическое сознание, к методам «визуальной» социологии и антропологии. Эта тематика определила содержание ряда инициированных ею исследовательских проектов, подготовленных под её редакцией коллективных монографий, её собственных научных публикаций.
К моему большому сожалению, период моего участия в работе коллектива, руководимого И.А. Халий, оказался очень недолгим, его не хватило, чтобы ещё многое вместе обсудить. На 19 марта 2020 г. намечалась рабочая встреча Отдела, где предполагалось рассмотреть планы на ближайшее будущее. 8 марта, на моё поздравление с праздником, Ирина Альбертовна ответила дружеским приветствием, подчеркнув, что считает объединение усилий всех возрастов «в нашем мозговом штурме» гарантией плодотворного развития нашей, как она выразилась, «науковой думки». А спустя несколько дней, буквально накануне намечавшейся рабочей встречи, пришло печальное известие о её такой неожиданной скоропостижной кончине. Но остаются её статьи, книги и её ученики, которые, я уверен, продолжат то, что она хотела, но не успела сделать.